|
Сообщество выпускников Московского Химического Лицея (1303) |
|
|
| November 21, 2024 01:24 Russia TZ 2 Standard Time |
|
об МХЛ в прессе и Интернет
О лицее в прессе и Интернет.
Алексей Товчигречко - Хроника обычного дня необычной школы (Лицейское & Гимназическое Образование,1999)
Роман Спорышев - Intel ISEF-2001 (ZDNet, 2001)
Анна Гамалова - Маленькие большие ученые (iностранец, 2001)
И.Г. Дежина - Российский опыт ранней подготовки кадров для науки (Науковедение, 2001)
Дарья Мартынкина - Химия до ВУЗа доведет (АиФ Москва, 2004)
Валентина Семененко - Взлетная полоса астероидов (Московская правда, 2005)
Наталья Иванова-Гладильщикова, Петр Образцов, Владимир Умнов - Рейтинг лучших школ Москвы (Известия, 2006)
Мария Раевская - Химики из Химок (Учительская газета, 2006)
Алексей Дуэль - В Москве только четыре школы, где развивают таланты учеников? (Комсомольская Правда, 2011)
Sergey E. Semenov, Sema L. Ioffe, Nikolay E. Nifantiev - Moscow Chemical Lyceum (CHEMISTRY International, 2011)
Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России (РИА Новости, 14 февраля 2012)
Мария Раевская - Сергей Семенов: Именами наших учеников названы шесть астероидов (Вечерняя Москва, 2012)
|
Нажмите на выходные данные, чтобы увидеть полный текст статьи в первоисточнике, в случае если он сохранился.
-
Алексей Товчигречко (Лицейское & Гимназическое Образование, N6(13) 1999)
Хроника обычного дня необычной школы.
Я учусь в Московском химическом лицее - небольшом учебном заведении с углубленной гуманитарной программой - на физико-математическом отделении
7:10. Просыпаюсь. Утро - самое философское время суток, хочется поразмышлять. Наши лицеисты живут в самых разных уголках Москвы. Глядя на карту города, на которой отмечены места жительства всех лицеистов и преподавателей, посторонний человек вряд ли определит, в какой части Москвы находится лицей. Лично мне повезло - моя дорога занимает минут сорок. Это по сравнению с теми, кто ездит, скажем, из Зеленограда, - немного.
8:05. Сажусь в вагон метро и задумываюсь, вспоминаю "дела давно минувших дней"...
...Я - выпускник 8-го класса обыкновенной средней школы. 1 апреля 1997 года, 19:50. Раздается телефонный звонок: "Вам надлежит завтра к 10 часам явиться на экзамен в химический лицей", - звучит в трубке не терпящий возражений голос. Почему в химический? Я не "тащусь" от химии с ее кошмарными формулами реакций, и никаких мыслей о переходе в специализированную школу-лицей у меня никогда не возникало. Может быть, это розыгрыш к 1 апреля? Но лаконичная категоричность голоса в трубке исключает подобную "шутейную" версию. Ничего не понимаю... Почему позвонили именно мне? Возможно, тут какая-то связь с недавней олимпиадой по математике? Но ведь я там отнюдь не блистал. Короче, я заинтригован нешуточно. И в чем уж точно уверен, что утром проснусь и поеду на поиски таинственного химического лицея.
"Я - в ярко-красном здании, выгодно выделяющемся своей архитектурой в заводском квартале Лефортова. Все в нем необычно: и лестницы, и коридоры. И задачи решаю тоже необычные. В задаче, к примеру, про жирафа, который сбежал из зоопарка посреди тайги, задан вопрос: где можно обнаружить животное через час после побега. Представив себя на месте жирафа, формулируют ответ - он оказывается отчасти верным. Затем нам рассказывают об этом учебном заведении. Услышанное производит впечатление, хотя не очень-то верится, это все, так сказать, имеет место быть. Потом опять чудной экзамен. И - последнее испытание: двухдневное путешествие на природу. Нам предстоит найти в довольно глухом лесу близ поселка Менделеево заросшее озеро по фотографиям ориентиров. Находим его часов через шесть. Разводим костер. Вроде бы ничего особенного: лес, озеро, костер, но все выглядит так уютно. Мы общаемся, знакомимся друг с другом и я уже понял, что связан с этим лицеем навсегда. И неважно даже какой он - химический или биологический. Так начинается моя лицейская жизнь. Вроде бы обещали изнурительную учебу, но... Лицей щедр на сюрпризы. Приходим на первый урок. А попадаем на... концерт. Перед нами выступают учащиеся и выпускники лицея. Никаких напыщенных и официальных речей. Звучит хор, играет оркестр, авторы читают стихи и исполняют песню. Оказывается, можно и таким образом вводить новичков в коллектив. Очередной сюрприз - Праздник Посвящения в Лицеисты: Поздний Сентябрь, Лес, Глубокая Ночь, Новолуние, Путеводная Нить, Костры, Этапы, Говорящее Дерево...
Попробую рассказать об этом подробнее.
Ах, как дружно падают листья в осеннем лесу, золотым ковром покрывают они холодеющую с каждым днем землю... Именно в это время совершается великое Таинство Посвящения.
Странный, напоминающий остепенившегося Бармалея человек посмотрел на выстроившихся Посвящаемых и хрипло крикнул: "В лямки!" Наша нестройная колонна медленно двинулась вперед. На бумагах, описывающих маршрут (если они вообще существовали), смело можно было ставить подпись: "created by I. Susanin". Целый день бродили мы по лесам, и лишь много позже узнали, что весь наш путь представлял кривую, в просторечии называемую "спираль Архимеда", охватывающую место Посвящения.
В какой-то момент Бармалей исчез, а мы вдруг оказались в лагере, где нас давно ждали и где последовательно: обогрели, накормили и обобрали (конкретно - изъяли все искусственные источники света). А потом пришла Тьма...
Народ безмолвствовал все громче. Время от времени из Тьмы появлялся высокий Человек в черном балахоне с красным подбоем, выбирал одного из нас и с загадочной улыбкой уводил во Мрак.
Один... еще один... еще... Вдруг - рука на моем плече. Как, уже?.. Уже я?.. "Время пришло, в путь", -произносит Человек из Тьмы.
И вот я иду по Тропе, зажав в своих пальцах жалкое подобие нити Ариадны. О Боже, какие звезды! Кажется, что вся Вселенная, ранее сутулая и безликая, наконец расправила плечи и явилась во всей своей опьяняющей красе. Тропинка бежит все дальше... Но вот вдали мелькнуло пламя костра и на моем пути возникло странное Двуногое.
- Кто здесь? - свет горящего факела больно ударил в глаза.
- Я-я...
- Зачем?
- Послали... и я пришел.
- Хм, достойная причина, - пламя факела чадило и колебалось. А теперь внемлите...
Двуногое разразилось длинным спичем, обратив мое внимание на "череп бывшего лицеиста", и, заставив снять шляпу, пригласило ступить на "священную землю". Появилось другое Создание и закидало меня вопросами. Вопросы эти были, мягко говоря, своеобразные: "Почему бомба всегда взрывается в центре?", "Почему в розетке - дырочки, а у штепселя - штырьки, а не наоборот?", "Вспомните "лошадиную фамилию", "Почему у бульбуллятора чопперы и чоппинги выходят из разных отверстий?", "Что Вы сначала делаете, а потом думаете?", "А это что такое: внутри - зеленый, бархатный, снаружи - алый, сахарный?" и проч., проч., проч....
Когда допрос закончился, меня подвели к "алтарю", где появившийся ниоткуда Алхимик предложил сделать выбор между двумя бокалами. "Пусть твое сердце подскажет тебе верный выбор", - шептали мне Создание и Двуногое. Бокалы холодно мерцали во Тьме и манили к себе. Моя рука двинулась вперед и обняла онемевшими на ночном холоде пальцами один из них... Странный, приторно-сладкий вкус... И в этот момент воздух сотряс неистовый вопль: "Горе тебе!!! Ты выпил не То!" Голова закружилась, земля ушла из-под ног...
Спасение пришло неожиданно... Из Тьмы послышался мерный твердый голос: "Я Вам помогу... Чтобы спастись - необходимо пройти по Тропе Посвящения, а в конце пути, представ перед очами Создателя Лицея, совершить окончательный выбор"...
А дальше - самое интересное... Но у меня не хватает слов рассказать об этом. Да, оказывается, точно у нас говорится: "Посвящение нельзя описать, его можно только пройти"...
...8:55. Я в лицее. Обмениваюсь значительным взглядом с охранником. Поднимаюсь на третий этаж, прохожу мимо учительской. Об учительской особо: это - "очень-очень странное место". Тот, кто думает, что это помещение, где учителя приходят в себя на перерывах между уроками и хранятся журналы, ошибается. После 16.00 - это место встречи выпускников, преподавателей, просто друзей лицея, когда в почти домашней обстановке можно обсудить волнующие темы. И это прекрасно, что существует такое место, куда всегда можно прийти выпускнику. И они приходят. Здесь в непринужденной беседе и горячем споре рождаются новые замечательные идеи и грандиозные проекты. Досадно, правда, что администрация не поощряет присутствие на этих "штудиях" учеников, так как многое здесь, по словам нашего учителя математики Дмитрия Витальевича (он же "Д. В.", он же "Бармаглот"), "не для ушей лицеистов".
9:00. Захожу в класс... О занятиях в лицее скажу следующее. Главное здесь - то, что программа лицея старается охватить все стороны знаний, что нет односторонней углубленности в математику или в химию. В геометрической интерпретации лицейское образование представляется, скорее, в виде сферы, а не одинокого вектора. Гуманитарное направление не отстает от математического и естественнонаучного. Причем в каждом направлении занятия так продуманы, что они органично дополняют друг друга. Очень интересно идет изучение английского и русского языков. Из гуманитарного курса, помимо литературы и истории, изучаем философию и историю искусства. В старших классах появляются спецкурсы, где лицеистов приобщают к некоторым специальным областям той или иной науки. Например, "Квантовая механика" и "Основы современной алгебры" - у математиков. Про спецкурсы химиков я ничего говорить не буду, поскольку их названия ни мне, ни вам ничего не скажут. При этом далеко не все занятия проходят в аудиториях: мы часто посещаем музеи, ездим на экскурсии, где, так сказать, "мумии и кости на мировом погосте".
Теперь про олимпиады, в которых лицеисты периодически принимают участие. Несмотря на то что в лицее не очень-то поощряется "олимпиадный уклон", на них мы традиционно показываем неплохие результаты, особенно "химики". Насколько мне известно, примерно половина сборной команды Москвы, ежегодно выезжающая на Всероссийскую олимпиаду по химии, состоит из учащихся нашего лицея. И они возвращаются не с пустыми руками. Например, в прошлом году лицеисты привезли кофеварку и комплект будильников за первое и последующие места. Аналогично обстоят дела и на Соросовской олимпиаде.
Достойное внимание в нашей учебе уделяется конференциям. В отличие от олимпиад участие в конференции - это результат продолжительного творческого процесса. Практически все лицеисты, кроме изучения обязательных предметов, занимаются по своему личному плану в гуманитарных и технических науках: определяют для себя посильную проблему или интересную тему для исследования, выбирают научного руководителя или консультанта и творят. Для этого в расписании предусмотрены "творческий день" и "воскресенье", а также "творческие вечера" и "творческие ночи" (по выбору). Вообще, когда самостоятельно достигаешь результата, получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие. Эти-то результаты и докладываются на научно-практических конференциях школьников, которые проводятся в нашем лицее, в городе, в Московской области и других уголках России, а иногда и других стран. В итоге подавляющее большинство выпускников лицея оказываются не только изучившими необходимые по программе предметы, но и уже вкусившими сладкую горечь научного поиска.
Важное событие года - защита творческих работ по гуманитарному курсу. Их готовят в течение учебного года все ученики 11-го класса и многие из 10-го. Это очень интересно, потому что лицеисты иногда выбирают самые необычные темы, или же в самых обычных находят новый, интересный аспект. На последней защите, например, были представлены такие темы, как: "Легенда о потерянном рае (об утопиях уходящего тысячелетия)", "Образ ветра в поэзии А. Ахматовой", "Мое прочтение стихов И. Бродского (аспекты жизни и смерти в творчестве поэта)", "Революция и гражданская война в восприятии М. Волошина", "Творчество В. Цоя в контексте авторской песни XX века", "Книга Иова в творчестве А. Пушкина", "Гениальность или всеобъемлющая пустота? (по книге А. Терца "Прогулки с Пушкиным")", "Концепция двоемирия в творчестве Ф. Сологуба" и др. На эти защиты (за один день обычно не успевают представить все работы) собирается множество "посторонних" - и ученики, и выпускники, и учителя лицея. Как правило, все защиты превращаются в полемики с нешуточным выплеском эмоций...
12:00. Окончание уроков по расписанию. Выхожу из аудитории, с багажом полученных сведений или знаний (это не одно и то же), и иду в нашу столовую. Начинается шумное время дня - большой часовой перерыв. После столовой направляюсь в спортивный зал - поиграть в теннис. Вокруг все кипит и бурлит. Час пролетает незаметно.
Вообще лицей далеко выходит за традиционные рамки обычной школы. В лицее действуют, творят три театральные студии, академический хор, школа вокала, симфонический оркестр, шахматный клуб, киноклуб, студия бальных танцев. Есть даже собственные "heavy metal" - группы со своим репертуаром и выпущенными альбомами. Сейчас это уже самостоятельные коллективы, а начиналось все в стенах лицея. Тут уж, само собой, нет недостатка в регулярных концертах: "Для нового поколения лицеистов", "Ко Дню лицея", "Для учащихся вечернего отделения лицея", "Для мам и бабушек". А в апреле - самое грандиозное представление - "Большой юбилейный концерт". И наконец, самые трогательные концерты на праздники "Последнего звонка" и "Выпускного вечера".
13:00 - 16:00 - занятия по расписанию. Они заканчиваются, но жизнь в лицее не останавливается, а переходит в новую фазу. Начинают работать творческие студии, о которых я уже говорил... Но лично у меня сегодня - "гусятник". "Гусятник" - это собрание после похода. Туристические походы, экологические, краеведческие, археологические экспедиции - это особая, огромная и неотъемлемая часть лицейской жизни. С самого поступления в лицей молодой человек, как правило, влюбляется в такой стиль проведения каникул. Мы ходим в настоящие длительные походы, и уже где только не побывали: Соловецкие острова, озера Псковской и Архангельской областей, Байкал, Карпаты, Кавказ, Крымские горы, Хибинские тундры, Урал. Мы - как перелетные гуси. Вот потому - и "гусятник".
Важнейшую роль в жизни лицея играют его выпускники. Они - носители лицейских традиций, вдохновители и участники наших деяний и свершений. Они же - основная рабочая сила по сборке химической лаборатории, отладки компьютерных сетей, инструкторы в походах. И... новое поколение преподавателей лицея... Я так полагаю, что у каждого лицеиста есть на кого равняться, по кому "строить" свою жизнь.
Теперь поищем недостатки в лицее. На мой взгляд, основной недостаток - в лицее очень, ну, очень мало девушек! Особенно на физико-математическом отделении. В настоящий момент счет в "пользу" юношей составляет 50:1 на физико-математическом отделении и 52:13 на химическом отделении. Вот так-то...
В разное время лицеисты добираются до дома. Здесь их ждут родители, которые расспрашивают про лицейские новости, ждут домашние дела. Родители не всегда понимают все проблемы лицея, ведь это особый мир, но он радостен. И родители чувствуют это и вместе с нами любят наш лицей. Собственно, на этом мой краткий рассказ о Московском химическом лицее, а вместе с ним и один день из моей жизни, подходят к концу.
-
Роман Спорышев, специально для ZDNet
В финале "научной одиссеи" Intel ISEF наши школьники завоевали 12 наград.
Статья о конкурсе Intel ISEF-2001, в том числе о выступлении учащихся Московского Химического
Лицея.
-
Анна Гамалова (газета "iностранец", N22 от 26.06.2001)
Маленькие большие ученые.
Начиная с 1950 года, в мире ежегодно проводится смотр научного и инженерного творчества учащихся (International Science and Engineering Fair – ISEF). Недавно очередной, 52-й Всемирный смотр состоялся в американском городе Сан-Хосе, и российские школьники снова достигли больших высот и привезли домой (вместе с казахскими и белорусскими участниками) двенадцать наград – а всего за четыре года участия в смотре школьники СНГ занимали почетные места более сорока раз.
В этом году на конкурс было представлено более тысячи проектов, разработанных 1.236 учащимися из 39 стран – их выбрали из миллиона серьезно занимающихся наукой школьников по всему миру. Насколько серьезно, говорит одна цифра: более 10% участников смотра имеют патенты на изобретения. Общий призовой фонд (премии, стипендии, гранты) составил 3 миллиона долларов. Причем гранты получали не только школьники, но и некоторые учебные заведения – например, минский лицей N2, где учатся два молодых астронома, Алексей Акуленок и Михаил Баринов, получившие стипендии от Национального фонда науки.
Из россиян в этом году больше всех отличился Александр Дорофеев, ученик одиннадцатого класса московского химического лицея N1303. Он представил на конкурс научную работу "Электрохимическое окисление акрил алкил кетонов", которая получила награду Американского химического общества и второе место в категории "Химия". Ему же досталась премия за выдающиеся научные достижения Intel Achievement Award – ею корпорация Интел, главный спонсор события, ежегодно отмечает восьмерых самых талантливых участников смотра.
Кирилл Бирин, тоже одиннадцатиклассник лицея N1303, получил главный приз за третье место в категории "Химия", еще двое лицеистов, Виктор Лапшин и Алексей Комаров, завоевали награды в категории Computer Science, а также специальный приз и первое место за совместный проект "Реализация параллельных вычислений в задачах логического вывода". Кстати, ученики лицея уже три года ездят на Всемирный смотр – и еще ни разу не возвращались без наград.
Ученик московского лицея "Вторая школа" Сергей Тищенко, который уже в третий раз принимал участие в Intel ISEF (и всегда получал награды) на сей раз завоевал специальный приз памяти математика Карла Мегнера и главный приз за второе место в секции "Математика" – его научная работа "Сепараторы в планарных графах как новый способ их характеризации" высоко оценивается специалистами. Другой российский математик, Юрий Кудряшов из Специализированного учебно-научного центра МГУ, тоже получил приз памяти Карла Мегнера и главный приз за третье место.
-
к.э.н. И.Г. Дежина (Науковедение, N2, 2001)
Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: Подходы. Формы. Результаты.
...Московский химический лицей был создан в 1990 г. по инициативе Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. В лицее учатся школьники 9-11 классов. Обучение ведется в классах численностью до 20 человек. Лицей располагает уникальным лабораторным оборудованием, позволяющим проводить реальную экспериментальную работу. В лицее есть также детский аналитический центр, не имеющий аналогов в мире. Одним из "профильных" факультетов, куда поступают выпускники лицея, является Высший химический колледж Московского химико-технологического университета...
-
Дарья Мартынкина (газета АиФ Москва, N34(580) от 25.08.2004)
Химия до ВУЗа доведет.
ДИПЛОМАНТ четырех научных конференций по химии всероссийского уровня, абсолютный победитель московской и всероссийской олимпиад и серебряный призер Международной олимпиады (кстати, последние пять лет в состав команды, представляющей нашу страну, не попадал ни один москвич), кандидат в мастера спорта и обладатель международного рейтинга по шахматам — это лишь скромная часть перечня титулов 16-летнего Ивана Бушмаринова. На мой вопрос о том, как обычному школьнику удалось дойти до того, что нобелевский лауреат по химии американец Роберт Кёрл по-дружески жал ему руку, Ваня отвечает вдумчиво — этому научили шахматы.
САМЫМ интеллектуальным спортом Иван начал профессионально заниматься в 8 лет. Постоянные тренировки после школы, изучение дебютов и противников, шахматные партии, которые крутятся в голове. Да и сами турниры — дело изнурительное: 9 дней, каждый день по партии, которая длится 5–6 часов. И никаких родителей рядом. Но все эти успехи нисколько не мешали учебе в лингвистической гимназии N1513. «Из всех гуманитариев я был самым естественно-научным, — смеется Иван. — Но смещение в сторону химии у меня произошло случайно. Помню, в 8-м классе участвовал сразу в нескольких олимпиадах. Но состязания по химии и по физике в МГУ, на которые я одинаково хотел попасть, назначили на один день! Пришлось выбирать. А в три часа того же дня у меня были соревнования по шахматам в «Олимпийском» (опаздывать нельзя, иначе моей команде пришлось бы ждать, и она потеряла бы очки). Поэтому решил — пойду на ту олимпиаду, которая начинается раньше. На самом деле раньше начиналась физика. Но кто-то перепутал время. Так я оказался на городской олимпиаде школьников по химии. Потом пришлось ехать и на всероссийскую, где взял диплом третьей степени».
После этого Ваню пригласили побороться за право учиться в химическом лицее N1303. Но дата вступительного экзамена по химии опять совпала с турниром по шахматам. Последний показался Ивану важнее. Однако случилось так, что из-за нелепой ошибки Иван проиграл в 15 ходов. Так… освободилось время на вступительный экзамен. И, несмотря на то что будущий лицеист опоздал на испытание по химии на целый час и даже не взял с собой калькулятора, он все равно поступил на дневное отделение. Тогда же созрело решение оставить профессиональные шахматы.
В десятом классе Иван начал заниматься исследовательской работой под руководством кандидата химических наук Ф. Тоукача — выяснять строение ранее неизученных антигенов бактерий (в будущем это путь к разработке сывороток и лекарств), о чем написал статью в престижном научном журнале Carbohydrate Research, — редкому ученому удается выпустить статью раньше, чем он закончит вуз. Его пригласили на всемирный конкурс научно-исследовательских работ Intel ISEF в США. Каждому школьнику должны были отрядить переводчика из местных жителей. Но с русским языком у Ваниного "транслятора"-непрофессионала были проблемы: "И мне пришлось в течение 12 часов доказывать жюри, что моя работа лучшая, на английском языке, который знал очень примерно (в школе изучал немецкий). После такого умопомрачительного опыта с English у меня больше нет проблем". С конкурса он привез первый приз Американского химического общества и второе место в категории "Химия", а также впечатления от личного общения с американскими учеными.
Завоеванная этим летом серебряная медаль на Всемирной олимпиаде школьников по химии в Германии позволила Ивану Бушмаринову без экзаменов поступить в РХТУ им. Менделеева, куда он и отправится первого сентября. Ваня намерен заниматься фундаментальной наукой. И надеется, что его мозги окажутся востребованы не только за границей (куда уезжать не хочет), но и в Москве. Прощаясь с Ваней, взяла с него обещание: если станет очередным нобелевским лауреатом от России, первым делом даст мне интервью.
-
Валентина Семененко (газета Московская правда, N42 от 28.02.2005)
Взлетная полоса астероидов.
Студент "Менделеевки" Сергей Семенов в 1978 году пошел работать в вечернюю химическую школу при родном вузе. Спустя несколько лет она перемещается во Дворец пионеров и школьников на Ленинских, как они тогда назывались, горах. И когда в 86-м открывается Дом научно-технического творчества молодежи - филиал Дворца, возникает идея на его базе создать Химический лицей.
Учредителями выступили Московский городской комитет по народному образованию, Московский городской Дворец пионеров и школьников, Институт органической химии им. Зелинского АН СССР. "Условия нам благоприятствовали, - рассказывает директор Лицея Сергей Евгеньевич Семенов. - Рыночные отношения только зарождались, и нас они, слава Богу, тогда не коснулись. Нам выделили аудиторию - мы открылись. Поскольку основная нагрузка в Доме творчества приходилась на вторую половину дня, в первой мы имели возможность организовать нормальный учебный процесс. Администрация дворца относилась к нам прекрасно, активно поддерживал и помогал комитет образования. Так мы прожили 8 лет. А в 1998-м переехали в это здание на Таможенном проезде. Построено оно было век назад, но для нас его реконструировали по специальному проекту".
Сейчас здесь 60 лицеистов, еще полтораста учащихся из 84 образовательных учреждений Москвы и области занимаются по вечерам на межшкольном факультативе. Набор - по конкурсу, обучение бесплатное. Кстати, конкурс в Лицей ежегодно превышает 10 человек на место. Принимают в 9-й класс.
Многие приходят сюда, уже изучив весь школьный курс химии. Но педагогам важнее другое: как реализуется у учащегося интерес к предмету? Что читает, кроме учебника? Насколько творчески воспринимает информацию? А еще - как выполняет эксперимент? У химиков это называется "насколько чувствует вещество".
Программы по всем предметам углубленные. Учебниками по химии не пользуются: школьные просты, вузовские скучны. Работают по материалам занятий, созданным лицейскими педагогами. К середине десятого класса учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность: Лицей сотрудничает с научными коллективами исследовательских центров РАН. Ребята занимаются фундаментальной химией. К окончанию учебы некоторые уже имеют публикации в солидных научных журналах. Значительная часть выпускников поступает в РХТУ им. Менделеева, на специально открытый для таких как они Высший химический колледж РАН. Программы Лицея и колледжа согласованы и также ориентированы на продолжение практической работы в академических институтах.
Я поинтересовалась у директора, каковы перспективы молодых способных химиков в нашей стране? Ведь известно, что талантливые ученые в отечестве не в цене и не в чести. "Наши не уезжают, хотя соблазн велик, - ответил Сергей Евгеньевич. - Например, выпускница Наташа Злотина, сейчас она студентка колледжа в РХТУ, на международной конференции была удостоена гранта в $ 80.000, который обеспечивал ей обучение в престижном частном американском вузе. Она отказалась. Не захотела покидать Россию. Действительно, в нашей стране есть серьезные проблемы с развитием фундаментальных наук, в том числе и химией. Но, как показывает практика, наши выпускники могут состояться в профессиональном плане. Они идут в научные коллективы, которые довольно успешно работают в современных экономических условиях. Многие отправляются на стажировку за рубеж, участвуют в международных научных конференциях, получают гранты".
На практике это так. Еще будучи учащимся Лицея, Алексей Лесив начал заниматься фундаментальными исследованиями методов построения молекул под руководством выпускника Лицея, ныне кандидата химических наук Александра Дильмана. Закончив Лицей, став студентом РХТУ, продолжил эту работу и привлек к ней лицеистов. Сейчас Алексей аспирант, у него уже четыре ученика, причем один из них - Михаил Кленов (студент первого курса ВХК РАН) - завоевал высшую награду на самом престижном международном конкурсе научных и инженерных проектов школьников: его именем назван один из астероидов. С помощью метода, который он предложил, ряд лекарственных препаратов можно синтезировать гораздо проще, чем это делается сейчас.
Кстати, уже три малые планеты названы в честь талантливых лицеистов. Кроме астероида "Михаил Кленов", вокруг солнца вращаются еще "Иван Бушмаринов" и "Денис Малышев".
С Иваном Бушмариновым (он сейчас первокурсник ВХК РАН) я познакомилась в Лицее и попросила рассказать о его научной деятельности.
- Я занимаюсь спектроскопией ядерного магнитного резонанса под руководством кандидата химических наук Филиппа Тоукача (первый выпуск Лицея). Представьте себе бактерию. У нее есть оболочка, на ней - химические вещества, по которым бактерии различают друг друга, это как номера у автомобилей. Иммунная система человека также различает бактерии по этим веществам. Я занимаюсь установлением строения этих веществ, чтобы при исследовании нового реального штамма их охарактеризовать. В перспективе это даст возможность создавать принципиально новые лекарства.
С директором совершаем экскурсию по Лицею. Начинаем с уникальной лаборатории, позволяющей проводить эксперименты практически любой сложности. Общая стоимость оборудования - более полумиллиона долларов. Сергей Евгеньевич подчеркивает: "Спонсоров у нас нет. Средства вложили Московский Департамент образования и Российская Академия Наук. Понятно, что далеко не все приборы здесь новые. Но все работают. Это заслуга заведующего лабораторией Виталия Михайловича Даниленко". Директор гордится своим коллективом. "Какого-то алгоритма в подборе кадров у меня нет, - говорит он, - так сложилось, что каждый педагог - личность. Общее у всех одно: лицейские учителя любят то, чему учат, и тех, кого учат".
Я побывала на двух уроках: биологии, которую ведет Тамара Константиновна Самарина, и ОБЖ ("основы безопасности жизнедеятельности") - у Галины Николаевны Кокуевой. Уроки яркие, нестандартные. Например, на биологии решали "детективную" задачу: "В роддоме перепутали детей. У родителей: I и II группы крови и - II и IV. Дети имеют I и II группы. Кто чей сын и в каких случаях можно было бы обойтись без исследования группы крови отца?". Домашнее задание - не по учебнику, творческое. На ОБЖ изучали тему: "отравление и опьянение". После "интерактива", мастерски разыгранного педагогом, и подробностей в "поведении" этилового спирта желание "расслабляться" ослабевает.
Уровень обучения в Лицее высокий: за последние семь лет 67 ребят стали победителями Международных и Всероссийских олимпиад, причем не только по химии. В прошлом году, например, получили призовое место по МХК ("мировая художественная культура").
Лицей работает в режиме полного дня. После уроков ребята занимаются в хоровой, вокальной, театральной студиях. По традиции в год ставят 3-4 спектакля, устраивают несколько концертов и творческих вечеров. Обязательна премьера спектакля на Выпускной вечер. Репертуар куда как серьезен: Шекспир, Чехов, Булгаков, Шварц, Мольер, Ростан... Об уровне исполнительского мастерства сужу не понаслышке: смотрела видеозапись музыкального спектакля "Сказки Арденнского леса". Побеседовала с исполнительницей главной роли Катей Виноградовой: "Когда поступила в Лицей, сразу записалась в две студии - хоровую и драматическую. Я, кстати, до этого никогда не пела и не выступала на сцене. Но наши руководители - вокалист Галина Юрьевна Селиванова и режиссер Наталья Владимировна Клинкова - творят чудеса".
Катя сейчас готовит роль Наташи в "Трех сестрах" и, как остальные лицеисты, серьезно занимается наукой. Пытается разгадать структуру тихоокеанской водоросли Codium ezoenski. Если все удастся, то фармацевтика пополнится эффективными препаратами против свертываемости крови.
-
Наталья Иванова-Гладильщикова, Петр Образцов, Владимир Умнов (газета Известия, N от 21.03.2006)
Рейтинг лучших школ Москвы
Химический лицей N1303 занял первое место в Топ-20 химических школ Москвы. Рейтинг составлен по результатам Московской городской олимпиады по химии 2005 года, 9-й и 10-й классы.
...химический лицей, в котором есть и физико-математические классы. Здесь только 9-11 классы. Лицей сотрудничает с научными институтами Российской академии наук, школьники активно занимаются научно-исследовательской работой. Летом школьники ездят в экспедиции. Английский язык преподается на 4 уровнях (от слабого до самого сильного), поэтому классы делятся на 4 языковые группы. В лицее есть свой театр, вокальная студия. Среди последних премьер - мюзиклы "Нотр-Дам" и "Ромео и Джульетта".
-
Мария Раевская (Учительская газета, N47 от 21.11.2006)
Химики из Химок. Шестьдесят тысяч рублей на брата
В апреле этого года десятиклассник Максим и одинадцатиклассник Роман Новиковы привезли золотые медали со Всероссийской олимпиады школьников по химии, а в сентябре получили на свои счета гранты в рамках нацпроекта.
С тех пор много воды испарилось из лабораторных пробирок. Старший брат, Роман, как победитель Олимпиады, без экзаменов поступил в Высший химический колледж при РХТУ имени Д.И. Менделеева. Младший, Максим, перешел в выпускной класс. Через год собирается учиться там же, где и брат. О том, что им по нацпроекту полагается денежная награда, узнали "где-то в мае». Как отреагировали? Спокойно отвечают: обрадовались.
Новиковы вообще держатся довольно замкнуто. Им явно не по душе глупые вопросы настырного корреспондента. Почему увлеклись химией? Да сами не помнят. Старший брат когда-то пристрастился к коллекционированию минералов, вот оттуда и пошло. Окончив (с разницей в год) восьмой класс в лицее №17 в своем подмосковном городе Химки, поступили в московский химический лицей №1303. Помогают ли друг другу «по-братски» в учебе? Ну да, бывает. Какие темы в химии их больше всего интересуют?
- Давайте я сам это слово напишу, -Роман забирает у меня ручку и выводит в моем блокноте: «диазосоединения». Его брат пишет рядом: «фторароматические соединения».
Оба брата с десятого класса систематически посещают лаборатории Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН. Но в банальное понятие «учебно-ознакомительная практика» эти визиты не укладываются. Лицей №1303 стремится внедрять своих учеников в настоящие исследовательские коллективы, чтобы лицеисты постепенно врастали в них и уже воспринимались как будущие сотрудники и преемники.
- Могут ли будущему химику реально помочь в школе? Да ни в какой! - решительно заявляет директор лицея, преподаватель общей химии в девятом классе Сергей Семенов. - Ему надо обязательно контактировать с учеными, настоящими. Надо дать ему поле деятельности, не какое-нибудь искусственное, а тоже настоящее.
Он, наверное, лукавит. Разве его лицей не помогает юным химикам? Это учебное заведение сотрудничает с шестью крупнейшими научными центрами Российской Академии наук. В самом учебном заведении работает исследовательская группа под руководством выпускника, ныне аспиранта Института органической химии. В рамках лицея действует межшкольный факультатив, который дает возможность учащимся восьмых - одиннадцатых классов и из других учебных заведений Москвы получать углубленную и систематическую подготовку по химии. Лабораторным оборудованием лицей обеспечен настолько, что на его базе можно было бы создать Центр химического образования (есть у .директора такой проект). Лицей - единственная школа в стране, дважды выигравшая грант по проекту целевой президентской программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» (1997 -2000 и 2001 - 2005) и Трижды получавшая грант от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (2003, 2004,2005). В этом году в рамках нацпроекта лицей получил Премию Президента РФ за инновационные программы, пять его педагогов стали лучшими учителями России, а Сергей Семенов за разработку путей интеграции образования с наукой получил Премию правительства РФ.
Из выпускников лицея, которые поступают в Высший химический колледж при РХТУ, обычно формируют отдельную учебную группу и готовят для нее специальные учебные планы и программы - по уровню подготовленности лицеисты на голову выше остальных первокурсников. В космосе кружатся три астероида, названные в честь выдающихся лицеистов Дениса Малышева, Михаила Кленова и Ивана Бушмаринова. В 2001 -2005 гг. 153 ученика лицея стали победителями и призерами всероссийских и международных научно-практических конференций. В 2001 - 2006 гг. лицей №1303 дал 210 победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад по химии.
Роман Новиков все три года учебы в старших классах участвовал во всероссийских олимпиадах по химии и все три раза занимал первые места. С восьмого класса он принимал участие в Московской окружной олимпиаде и четыре раза получал диплом первой степени. Максим в этом году привез золотую медаль из Еревана, с Менделеевской международной олимпиады. У младшего Новикова есть шанс попасть в сборную России для участия в Международной олимпиаде по химии 2007 года (она будет проходить в Москве), хотя конкуренция велика уже со стороны собственных одноклассников. Сергей Семенов уверен, что если Максим все же будет участвовать в этом соревновании, то меньше серебряной медали точно не завоюет.
Но теперь, как мы видим, победа в олимпиаде может приносить не только автоматическое поступление в институт, но и материальные бонусы. Если бы государство занялось усиленной поддержкой российского образования несколько раньше, талантливые школьники (в частности, братья Новиковы) успели бы заработать собственным интеллектом гораздо больше. А Сергей Семенов мог бы еще раньше выдвинуть свое учебное заведение на конкурс «Строим школу будущего".
-
Алексей ДУЭЛЬ (газета Комсомольская Правда, N от 11.07.2011)
В Москве только четыре школы, где развивают таланты учеников?
Химический лицей N1303 занял четвертое место в рейтинге лучших школ России по данным исследовательского центра Begin Group, основанным на результатах Всероссийских Олимпиад Школьников 2004-2011 годов (по Москве - второе место).
-
Sergey E. Semenov, Sema L. Ioffe, Nikolay E. Nifantiev
CHEMISTRY International (IUPAC News) 2011, v. 33(4), pp.28-29
Moscow Chemical Lyceum
The Moscow Chemical Lyceum was founded in 1990 as a special school for talented children, offering extended education in chemistry and mathematics. It was established by the Educational Department of Government of Moscow, N.D. Zelinsky Institute of Organic Chemistry of the Russian Academy of Sciences (Zelinsky Institute), and the Moscow House of Scientific Technical Creative Work of Youth.
The Lyceum is for students in their last three years of secondary school (9th–11th grade, 15 to 17 years old). With two classes per grade, more than 100 pupils are simultaneously trained. Enrollment in the school is competitive: potential pupils from Moscow and the surrounding area must take special tests in chemistry and mathematics. Typically, only 1 student out of 10 candidates is admitted. Those who are admitted receive a free education. Those who are not accepted into the Lyceum can still take advantage of evening classes. A special program allows any pupil in 8th–11th grades from other Moscow schools to receive systematic training in chemistry.
|
IUPAC President Nicole J. Moreau (right center) attends a lecture by N.E. Nifantiev (above) of the Zelinsky Institute. |
The main peculiarity of education at the Moscow Chemistry Lyceum is the training students receive in modern research methods. Pupils in the 10th–11th grades have an entire day every week set aside specifically for their research projects. Students have access to a fully equipped laboratory for organic synthesis and physicochemical studies of the synthesized substances. In addition to general chemistry classes, the Lyceum offers several special courses that facilitate students’ understanding of experiments carried out. In addition, regular lectures and reports by leading Russian and foreign scientists on the key problems of chemical science enlarge the outlook of pupils. For example, on 14 February 2011, IUPAC President Nicole Moreau visited the Lyceum and attended a lecture by Nikolay E. Nifantiev of the Zelinsky Institute (a member of the IUPAC Organic and Biomolecular Chemistry Division) who provided an overview of his research on the synthesis of glycoconjugate vaccines.
The Moscow Chemical Lyceum has strong relationships with many research institutes of the Russian Academy of Sciences, including the Zelinsky Institute, A.N. Nesmeyanov Institute of Organoelement Compounds, V.A. Engelgardt Institute of Molecular Biology, N.S. Kurnakov Institute of General and Inorganic Chemistry, N.N. Semenov Institute of Chemical Physics, and the M.M. Shemyakin and Yu.A. Ovchinnikov Institute of Bioorganic Chemistry. These connections allow pupils to participate in real scientific projects conducted in academic laboratories under the qualified guidance of researchers at the institutes.
It should be noted that the Lyceum is the first stage of a three-part system of “continuous chemical education” for preparing highly qualified students for scientific institutions in Russia. The system is based on deep integration of the senior school and higher school with research institutes of the Russian Academy of Sciences (see figure next page). In the framework of this system, Lyceum graduates enter the Higher Chemical
|
Basic scheme of “continuous chemical education” system for preparation of highly qualified specialists for scientific institutions of Russia. |
College of the Russian Academy of Science. Courses at the Chemical College are organized by lecturers from the D.I. Mendeleev Russian University of Chemical Technology, Chemical Department of M.V. Lomonosov Moscow State University, and the Russian Academy of Sciences. Students at the college have a day set aside in their weekly schedule to continue the research they began at the Lyceum. Students who continue on with their chemistry education, take post-graduate courses at the research institutes of the Russian Academy. Upon successfully defending their thesis, a student is awarded a degree in chemical science that is comparable to a Ph.D.
Developed over the past 15 years, this system of chemical education has proven to be very efficient. A key part of its success may be that scientists from the institutes of the Russian Academy of Science are paired with students who they mentor throughout their academic careers. As a result, even students at the Lyceum are often coauthors of scientific papers and conferences reports due to their valuable contributions to research projects.
Another measure of the success of the program is the impressive performance of Lyceum students in the Russian and International Chemistry Olympiads and in the International Science & Engineering Fair in the USA. In addition, the Lyceum is extensively involved with international exchange and collaboration programs, in particular with the Korean Science Academy, National Junior College of Singapore, and research organizations in Japan, India, USA, and other countries. Aside from extensive chemistry education, the pupils of the Lyceum have many opportunities to study other topics, such as foreign languages, music, theater arts, sports, and tourism.
-
Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России (Подготовлено РИА Новости при поддержке Межрегиональной Ассоциации Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО))
Химический лицей N1303 занял первое место в рейтинге школ повышенного уровня восьми регионов России. В рейтинг вошли 597 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, образовательных центров г. Москвы, Московской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского края, Пермского края, Республики Удмуртия
-
Мария Раевская (Вечерняя Москва, N от 12.11.2012)
Сергей Семенов: Именами наших учеников названы шесть астероидов (интервью с директором)
Не каждая школа запускает своих учеников в космос. А вот имена шести выпускников химического лицея № 1303 уже увековечены в Галактике. Основатель и бессменный директор лицея — Сергей Семенов. Как у него это получилось?
В августе 2014 года на базе лицея пройдет 10-я конференция исследовательских работ школьников. Это престижное международное соревнование. В этом году, например, оно прошло в Канаде, а в следующем состоится в Лондоне.
А еще этот лицей второй год подряд входит в первую двадцатку столичных школ, показавших высокие образовательные достижения. В конкурсе баллы начисляются за каждого успешного старшеклассника. В ведущих московских школах в 10-х и 11-х классах бывает до 300 человек, а в лицее № 1303 их меньше сотни.
Сергей Евгеньевич, как попасть в число этих умников?
К нам поступают после 8-го класса. Нужно сдать экзамен по математике и химии (на химическое отделение) или физике (на физико-математическое). Предлагаются в том числе нестандартные задачи. Например, на химии даются перечень формул веществ и список ситуаций, в которых эти вещества применяются. Надо установить между ними взаимооднозначное соответствие. Не хотите проверить себя?
Так, сера. Компонент пороха? Бромид серебра… Он вроде бы используется в фотографии? А что делать с гидрокарбонатом натрия? Это же, по-моему, сода, а в списке ее нет.
Зато есть стекло, а сода используется для его изготовления.
Эти задачи помогают проверить, есть ли у поступающего здравый смысл, чувствует ли он вещество или формулы для него — простые цепочки латинских букв. Беда нашего школьного преподавания химии в том, что оно слишком академично и оторвано от «прозы жизни». Для тех, кто не собирается в химический или медицинский, программа избыточна, а для тех, кто увлекается наукой, — недостаточна.
А ваше увлечение химией с чего началось?
Даже не помню. Я сменил две школы, но везде на уроках химии мне было скучно. Пришел в Вечернюю школу при Московском химико-технологическом институте имени Д. И. Менделеева — вот там стало интересно. Потом окончил вуз, работал в Институте органической химии. Со второго курса начал преподавать: сперва в Вечерней школе при МХТИ, потом вел кружки во Дворце пионеров.
Но, к сожалению, многие талантливые ученики заканчивали институты и... уходили из химии. Не всем удавалось найти свое место в профессиональном сообществе. Чтобы решить эту проблему, в 1990 году мы организовали лицей. Он разместился в одной аудитории Дома научно-технического творчества молодежи на Шаболовке. В 1998 году мы переехали сюда, в Лефортово.
А как лицей помогает ученикам оставаться в науке после окончания вуза?
Мы стараемся направлять их в научные коллективы, чтобы они подключались к решению серьезных исследовательских задач. Когда я только начинал, мне говорили: кандидаты и доктора наук не потерпят того, чтобы у них под ногами вертелись школяры. А ученые оказались вовсе не против! Молодому сотруднику, который приходит в лабораторию, обычно приходится говорить: «Забудьте все, чему вас учили в институте». А здесь можно сразу прививать будущим преемникам нужный стиль мышления.
Наши ученики ежегодно участвуют во Всемирном конкурсе научного инженерного творчества школьников (ISEF). Особенно отличившихся награждают — в их честь называют астероиды. В 2003–2009 годах появились небесные тела имени Дениса Малышева, Михаила Кленова, Ивана Бушмаринова, Андрея Михайлова, Артема Земцова и Ксении Фединой.
Эти ребята уже окончили лицей, почти все остались учиться и работать в России. Те, кто работает, приводят в свои коллективы наших лицеистов… Еще у нас есть межшкольный факультатив, который дает возможность учащимся 8– 11-х классов и из других учебных заведений Москвы получать углубленную и систематическую подготовку по химии.
Вы счастливец — всю жизнь работаете с теми, кто влюблен в пробирки и реактивы. Вам, наверное, не понять учителя, который вынужден обучать всех — в том числе тех, кому его предмет не интересен, — и преодолевать сопротивление.
Не скажите. Как директору, мне приходится настаивать, чтобы ребята изучали все предметы, — а они часто не хотят слышать ни о чем, кроме химии. К тому же каждый ученик лицея должен участвовать либо в вокальной, либо в театральной студии. Бывает, сопротивляются изо всех сил.
Мол, они сюда пришли не арии выводить! И родители их поддерживают. Но я стою на своем, потому что знаю, что через полгода ребята научатся получать от этого удовольствие, а позже осознают и пользу. Выступая на сцене, ребята получают навык коллективной публичной деятельности. Раскрепощается мышление, исчезают коммуникативные барьеры. Был у нас ученик с нарушением речи. Позанимался в вокальной студии — стал лауреатом Конкурса академического сольного пения имени Шаляпина.
И все-таки вернемся к химии. Что бы вы посоветовали учителям обычных школ?
Показывать побольше опытов.
И главное — объяснять, что без химии нынешняя жизнь была бы невозможна. Пусть ученики рассмотрят свою одежду. Даже свитер, связанный бабушкой, наверняка с примесью искусственных волокон.
Слово «химия» в последнее время сделали ругательством, символом вреда для природы.
Но подумайте: если бы шины для автомобилей делали не из синтетического каучука, а из настоящего, пришлось бы вырубить все джунгли на Земле и засадить их одной гевеей.
А оставшееся пространство пришлось бы засеять картофелем и пшеницей — если мы хотим прокормить сегодняшнее население планеты исключительно натуральными продуктами… Нападки на удобрения вообще смешны. Мы возвращаем почве азот и калий, которые растения извлекли из нее. Все дело в дозировке. Впрочем, это правило не только к химии относится.
Справка
Сергей Семенов родился в 1960 году. Окончил Московский химикотехнологический институт в 1983 году. Основатель и бессменный директор химического лицея № 1303. Заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Правительства РФ.
|
|
|
|